Для воспитания успешного, социально активного, способного саморазвиваться лицеиста необходима особая атмосфера ценности знаний, творчества, душевной работы (личностного роста). В лицее созданы такие условия на основе взаимодействия всех структурных подразделений. Реализация системы психологического сопровождения образовательного процесса в лицее обеспечивается за счёт координации деятельности психологической службы с учебной частью, педагогической лабораторией, центром охраны здоровья, факультетами и другими структурами управления лицеем.
У истоков создания психологической службы лицея стояли Вера Александровна Глухова - кандидат психологических наук, руководитель лаборатории социальной психологии творчества, в период с 1990 по 2007 г. руководитель психологической службы и Вера Геннадьевна Грязева-Добшинская – доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии ЮУрГУ, научный консультант лицея. Коллектив психологической службы лицея №11 всегда отличался высоким профессионализмом, командным духом, творческим подходом к делу. Большой вклад в становление и развитие психологической службы внесли педагоги-психологи - Ежкова Ирина Геннадьевна, Егорова Елена Владимировна, Курмаева Инга Владимировна, Калинина Наталья Александровна и др.
Психологическая служба создана в лицее в 1990 году. В основе её деятельности лежат гуманистические идеи, которые подчеркивают уникальность человеческой личности, необходимость развития человеческого потенциала. Психологи нашей службы считают главной своей задачей помочь ребенку стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы мешающие жить полноценно и продуктивно.
Работу нашей службы коротко можно описать так: мы сопровождаем лицеиста на всем пути обучения в лицее. Наша служба помогает преодолевать препятствия, справляться с проблемами, переживать взлёты и падения. Мы поддерживаем, направляем, порой успокаиваем. Помощь психолога необходима не только ученикам, но и их родителям и педагогам.
У психологической службы большой спектр деятельности – это психологическая диагностика, психологическое просвещение и профилактика, психологическое консультирование, реализация практических развивающих программ. Обозначенные направления деятельности только в совокупности дают возможность на профессиональном уровне решать стоящие перед нами задачи. В центре этих задач – интересы ребёнка, как формирующейся личности. Мы считаем эффективным тесное сотрудничество всех субъектов образовательного процесса (родителей, учеников и педагогов), ведение диалога и взаимодополняемость в подходе к ребёнку на всех стадиях работы.
Педагоги-психологи регулярно повышают свою профессиональную компетентность. Много лет сотрудничают с факультетом психологии ЮУрГУ. Имеют публикации в российских психологических журналах. Являются регулярными участниками научно-практических конференций, посвященных психолого-педагогическим проблемам.
Для лицеистов психологическая служба предлагает широкий спектр факультативных и элективных курсов, способствующих их личностному росту, развивающих их интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности, где ученик получает начальные теоретические знания о психологии, знания о самом себе, о том, какой он, как его видят окружающие, каков механизм его поступков. Программы практических занятий постоянно совершенствуются и корректируются.
Учащиеся МБОУ лицея №11 традиционно проявляют интерес к психологии: обращаются с личными вопросами, используют диагностическую информацию для саморазвития, изучают психологическую литературу. Радует активное участие лицеистов в научной деятельности и в олимпиадном движении в области психологии.
Мы стараемся совершенствовать формы и методы взаимодействия с родителями лицеистов. В рамках программы работы психологической службы с родителями «Шпаргалка для родителей» создана «библиотека заботливого родителя». Опробована новая форма работы – Клуб для родителей. Проведены заседания клуба «Эффективный родитель» по темам: «Влияние родителей на успешность ребёнка в начальной школе», «Оценка и самооценка и их влияние на развитие ребёнка».